КРАЙ РОДНОЙ МОЙ, ИСКИТИМСКИЙ. 2010
полнотекстовая база данных

75  лет Искитимскому району

ДЕВРЕВЕНЬКА МОЯ

Именно под таким названием мы начинаем серию публикации, посвященных 75-летию Искитимского района. Начать ее посчастливилось из­вестному в нашем городе и районе краеведу и историку Андрею Ивано­вичу Оборкину. Пополнить эту серию можете и вы, уважаемые читатели, прислав к нам письма об истории своих сел, своих семей, интересных людях, принесших нашему району славу и почет. Ждем ваших писем, будем рады встрече с вами! 

ДЕРЕВНЯ БУРМИСТРОВА

Деревня находилась в 12 верстах от с. Тулинского.

Дата строительства "с. Бурмистрова (Харева) на р. Мильтюше" -1700 год, названная в "Списке населённых мест Сибирс­кого края", не была подтверждена ни одним историческим документом и не является достоверной. Но в "Исповедных росписях берского острога стретенской церкви 1755 года" упоминается "деревня Бумистрова"и её жители, крестьяне. В более поздних документах также присутствуют разные варианты написания названия: "д. Харева, она-же Бурмистрова" Бердского ведомства (1782 г.), "д. Бурнистова на р. Мильтюше" в Тулинской волости (1911 г.). Разнобой в написании названий населенных пунктов объясняется отсутствием в те времена нормативных документов, географических энциклопедий и тем, что писари заносили деревни в списки на слух, со слов людей, к тому же говоривших на разных "диалектах" русского языка и обладавших разным произношением.

Деревню возвели на берегу Мильтюша поселенцы Бурмистровы. В первой четверти 20-го столетия Бурмистровы прожи­вали на территории 7 районов Новосибирской области и в г. Ново-Николаевске (ныне - Новосибирск). В 1750 году в их первой родовой д. Бурмистровой-на-Ишиме ведомства слободы Орлово Городище обитали десятник деревни Дмитрий Бур­мистров и крестьянин-старообрядец Анисим Васильев сын Бурмистров. В 1711 году в Верхотурском уезде в должности управителя Уктусских заводов служил Андрей Бурмистров.

Уже в 1903 году в "д. Бурнистовой" Бердской волости действовала школа грамоты.

ДЕРЕВНЯ ДЕВКИНА

Деревня находилась в 8 верстах от с. Легостаевского.

В 1715 году на р. Берди поселился си­бирский разночинец Григорий Девкин (впоследствии - возможный основатель деревни) - прямой потомок Ивана Девкина, который в 1604 г. был " с Москвы прислан город ставить в Томск". Его сын, Гришка Иванов сын Девкин, в 1681 году служил в томских пеших казаках. И. Девкин или его ближайшие родственники в 1618 году принимали участие в сооружении Кузнецкого острога, в котором уже в 1 -й половине XVII столетия также служили пешие ка­заки Девкины, представители кузнецкой ветви этого старинного рода сибирских служилых людей.

Дер. Девкина не значится в материалах переписи 1719 года, но упоминается в ис­торических документах середины XVIII века, то есть она построена между 1720 и 1749 г.г. В 1763 - 1782 г.г в селении проживал В. Головкин, а в 1812-м - крестьянин Дмитрий Берсенев.

В начале XX столетия в деревне действовала часовня, приписанная к легостаевскому храму во имя Святого Архистратига Михаила.

ДЕРЕВНЯ ЕВСИНА

Дата строительства деревни - 1726 год, названная составителями "Списка населенных мест Сибирского края" - не под­тверждается историческими документами и не является достоверной. Известные специалисты по истории и топонимике Сибири И. А. Воробьева и Н.А. Миненко в своих исследованиях приводят истинный год начала строительства д. Евсиной при р. Койниха крестьянами Евсиными -1764-й.

В 1903 году в деревне действовала школа грамоты.

Даты возведения на берегах р. Шипунихи п. Евсино - 1914 год (по списку 1928 г.) также неверна, так как сотрудники Том­ского Губернского статистического Комитета статистики указывают на существование переселенческого поселка Евсинского уже в 1911 году.

Евсины проживают в Новосибирской об­ласти и в настоящее время. 
Знаменка 16 апреля 2010 № 15

К 75-летию Искитимского района

Деревенька моя

Деревня Верх-Ельцовская

По данным бердского краеведа A.M. Со­лоницына и сотрудницы Бердского городского историко-художественного музея Н.Ф. Шапенковой, д. Верх-Ельцовка (упо­минаемая в списке деревень Бердского ведомства 1717 года как д. Ельцовская) находилась в 7 км от г. Бердска (в сторону д. Сосновки) и была затоплена в 1957 году. Бывшие жители называли Верх-Ель-цовку селом, но в "Списке населенных мест Сибирского края" она именуется деревней, тем не менее указанная дата её строительства (1626 год) не достоверна. Учитывая то, что в годы Советской власти (тем более после 1928 года) возведение храмов не поощрялось, Ельцовка так и осталась деревней.

В документах по истории Западной Си­бири XVIII столетия фигурируют Ельцовы. Должно быть, кто-то из них и построил под Бердским острогом между 1702 и 1716 г.г. свою заимку. Их потомки, сибирские казаки Ельцовы в 1884 году жили на Бийской линии: в Андреевском поселке Верх-Алейской станицы, а также в ст. Чарышской и п. Тигирецком. Предок Ельцовых мог прийти в Сибирь из Вятской земли.

В 1719 году в 18 дворах поселения чис­лились 60 душ мужского пола, в 1822 - в 48 дворах 127 душ.

В 1822 году в нём проживали: Шульги­ны, Зыряновы, Семьяновы, Бессоновы, Ка­занцевы, Мухины, Осиповы, Бахаревы, Харевы, Полковниковы, Петровы, Лушниковы, Долгановы, Марковы.

Село Гуселетовское

(находилось в 10 верстах от с.Тулинского )

Новосибирские статистики в известном списке 1928 года называют нереальную, без ссылок на какие-либо документы, дату основания д. Гуселетовой - 1520 год. Впервые она упоминается в списке 1717 года, находящемся в РГАДА, второй - в переписи 1719 года. Так как ни одна из искитимских деревень из переписи 1719 года (в том числе Гуселетова) не нанесе­на на карту Сибири СУ. Ремезоваот 1701 года, то это поселение возникло не ранее 1702 года. Его могли возвести на р. Оби тарские казаки Г. и Д. Гуселетовы или кто-то из их родственников.

Т.С. Мамсик отмечает фамилию "Гуселетов" в документах по истории Русского Севера. Уже в 1719 году в д. Гуселетовой обитали оброчный крестьянин Ларион Гуселетов, в 1746 - Алексей Устюжанин, в 1789 - Василей Волков и Алексей Демин. Всего в 1719 году в 26 дворах селения числилось 97 душ мужского пола, в 1822 -в 54 дворах 186 душ.

В 1822 году в нём обитали: Бабиковы, Марковы, Гуселетовы, Юргановы, Тарховы, Просековы, Чирковы, Волковы,Косаревы, Пьянковы, Смолины, Харевы, Устюжанины, Колмогоровы.

Один из служилых людей, представителей рода русских землепроходцев Сибири Гуселетовых, принимал участие в осво­ении Алтая, построил вторую родовую деревню (к юго-западу от Барнаула, ныне - с. Гуселетово) и образовал алтайскую ветвь своего рода.

После 1914 года в искитимской д. Гуселетовой был сооружен православный храм, и деревня была переименована в с. Гуселетовское. Настоятелем храма был протоиерей Василий (Архангельский). Уже в 1903 году в селении работала школа гра­моты. После его затопления в 1957 году многие гуселетовцы перебрались в д. Бурмистрову.

Деревня Детлёва (Дятлёва, Дятлова)
(находилась в 5 верстах от с. Койновского, недалеко отд. Старый Искитим)
Видимо, д. Детлёва была построена в 1718 году, так как в списке 1717 года её ещё нет.
В XVI - XVII в.в. в писцовых книгах Рязанского уезда фигурируют деревня и река Дятлово (-а). Д. Дятлова, населенная кре­постными крестьянами, не имевшими фамилий, принадлежала помещикам Дятловым. Ввиду того, что в сословие сибирских служилых людей иногда зачислялись и дети служилых людей "по отечеству", то есть дворян-помещиков Средней России, можно предположить устройство на Берди заимки одним из потомков рязанских помещиков Дятловых.

"Крестьянская" версия нереальна, так как, бежавший в Сибирь из рязанского помес­тья Дятловых, крестьянин никогда не на­звался бы прозвищным отчеством "Дятлов" без риска быть пойманным для водворе­ния в места обитания за Уралом. Но имеет право на существование гипотеза о белорусском происхождении (в Гродненской области - н.п. Дятлово, в Брестской области - н.п. Дятловичи) сибиряков Дятловых, предок которых мог прибыть в Сибирь вполне легально с одной из партий военнопленных армии Речи Посполитой, включав­шей в XVII столетии в свой состав и Белоруссию.

В XVIII-начале XIX в.в. в д. Дятлевой проживали: Иван Квашнин ( в 1759 году был назначен ямским сотником в Дятлевский станец), крестьяне Епанчинцовы (до и пос­ле 1765 года), А. Шеманаев (до 1779 года), Петр Шеманаев и С. Глатков (до 1781 года), Потап Епанчинцев (1809 - 1814 г.г.) Исак Урванцов, Арсентей, Тихон и Логин Батеневы (1812 год), Анна Глиткова (1813-1814 г.г.).

В 1903 году в д. Дятлевой действовала школа грамоты. По рассказам учителя истории Искитимской средней школы М.Н. Пыхтиной (д. Старый Искитим), и старо-искитимского жителя Е.Ф. Русакова, после того, как в 50-е годы XX столетия жители д. Детлёвой переселились в д. Старый Искитим, деревня обезлюдела и позднее была запахана.

Андрей Оборкин, историк
Знаменка 14 мая 2010 г. № 19

Деревенька моя

Село Койновское

(существовало на территории Индустриального микрорайона г. Искитима)

Впервые д. Койнова упоминается в списке 1717 года. Составители списка 1928 г., без всяких на то оснований, ут­верждают, что с. Койново на р. Верди возникло в 1800 году. Деревня была образована между 1702 и 1716 г.г., а точнее ( если её построили не бердские служилые люди, а крестьяне) - в первой половине второго десятилетия XVIII века. Д.Н. Беликов пишет о том, что в 1728 г. из д. Койновой Тобольского ведомства ушел Кирилл Койнов с братом. Они "жили сначала в пустых местах, затем он, Кирилл, поселился в дер. Орде Чаусского острога, а брат домообзавелся в другой деревне, от него получившей свое название, то есть в д. Койновой". И.А. Воробьева, опираясь на перепись 1719 года, указывает, что в д. Кой­новой на Верди в 1719 году обитали оброчные крестьяне Иван и Ларион Койновы, скорее всего - племянники пер­вого, известного нам Койнова - Кирилла.

Представители старинного урало-сибирского рода Койновых могут по праву называться русскими землепроходцами Сибири. Основу их фамилии составляет коми-пермяцкое слово "койн" (в переводе на русский - "волк"). Их родиной является Средний Урал. И в середине XX столетия в Свердловской области проживали Койновы. Они соорудили заимки, превратившиеся в родовые селения Койновых - на Урале, Верди и Алтае. В алтайском с. Ново-Койново и в XX веке обитали Койновы.

В 1802 году в Койновском станце жили сотник Василий Суворов, отставные слу­жители Еремин и Дмитрей Ильин сын Паутов, а в 1813 г. в д. Койновой - Дорофей Дедигуров и крестьянин Назарка Коновалов.

В д. Койновой имелась часовня, а в 1902 году был возведен деревянный одно-престольный храм во имя святителя Ни­колая Чудотворца. До 1914 года настоя­телем храма был отец Павел (Завадовс-кий), позднее - о. Геннадий (Дмитриев), благочинный 8-го округа. В 1913 и 1914 г.г. должность псаломщика исправлял Евфимий Симеонович Коптелов. В 1885 году в д. Койновой было открыто сельс­кое училище. С. Койновское являлось центром православного прихода.

Деревня Морозова

Возникла как заимка служилого человека Бердского острога Морозова между 1702 и 1707 г. г. Она упоминается и в списке 1717 года. Казаки Кузнецкого острога Морозовы (их родовое поселение Морозово находится к югу от г.

 Кемерово), видимо, происходят из томской ветви рода тобольских служилых людей Морозовских: в 1623 году в Томске проживал "иноземец литовский сын боярский" Петр Яковлев сын Морозовской "родом поляк, отец служил по Тобольску, а затем прислан в Томской, где и умер, а он Петр поверстан в дети боярские в отцово место".

В 1708 году в д. Морозовой поселился крестьянин Тимофей Хрусталев, в 1709 г. - еще один новосёл Чуркин.

С фамилией Морозовых связана и трагическая страница истории деревни: в 1725 году в доме крестьянина д. Морозовой И. Морозова сгорело 147 "берских крестьян разных городов" из числа староверов, подвергших себя самосожжению.

В 1903 году в д. Морозовой существо­вала школа грамоты.

Андрей Оборкин, историк

Знаменка №20, 21 мая, 2010 г

Потомки  плыунцов живут в Алексеевском

Одно из самых загадочных мест на карте Искитимского района - посёлок Алексеевский - 29 мая 2010 года отмечает свой вековой юбилей.

Несмотря на скудные архивные данные, с помощью старожилов (В.К. Золотарёва (1904 г.р.), Н. Плоховой, П.Д. Тарма-шова (1897 г.р.), В.К. Мокрышовой (Золотарёвой), М.П. Королёвой (1890 г.р.), П.Д. Малаховой (Тармашовой) (1910 г.р.) и других) удалось выяснить, что деревня возникла предположительно в 1909-1910 годах в результате Столыпинской аграрной реформы, поощрявшей выход крестьян из общины и переселение их в Сибирь.Основателями деревни считаются выходцы из Уфимской и Тамбовской губерний. Собранные ещё в 70-х годах XX века сведения позволяют установить, что первыми обитателями нового места жительства были Аким Чулков и Степан Буслаев. Именно их полуземлянки увидели прибывшие через год новые поселенцы. Среди них были семьи братьев Золотарёвых - Алексея Дорофеевича и Кирилла Дорофеевича, Копыловых, Королёвых, Маначкиных, Дадоновых, Костиковых, Тармашовых, Никулиных, Плоховых, Савостиных, Симоновых, Анохиных. Современным людям трудно представить тот путь, ко­торый пришлось преодолеть переселенцам, прежде чем они прибыли на место. Сибирские просторы удивляли их и одновремен­но пугали: "А справимся ли мы?"

Первоначально решено было поделить главную ценность - земельные угодия. До сих пор названия многих мест хранят имена их первых владельцев: Самсонов бугор, Анохин лог, Чичерин куст, Золотарёв лог...

По плану деревня была разбита на два "посёлка"-улицы, между которыми располагалась большая площадь - прогал. Здесь во все времена деревен­ские ребятишки играли в лапту, чижика, салки, казанки. В 20-30-х годах здесь происходи­ли драки на кулачках. "Верхняя" улица (ныне ул. Мира) со­ревновалась с Нижней (ул. Народная). Зачастую исход битвы зависил от того, на чьей стороне была Чемодра, так звали женщину, которая отлично дралась. В 60-е годы на прогале были построены школа, магазин, клуб.

Деревню первые жители на­звали "Плыунь" из-за обилия болот и озёр вокруг поселения. И в самом деле, с одной стороны деревушки располагалось болото, которое поселенцы вручную разделили на две час­ти, (так появилось озеро Солонцы); с другой - Родовские озёра и Моховое болото.

Первое время плыунцы иссе-лились в полуземлянках, потом стали "лепить" дома из глины -"глинобитки". В 20-х годах по­явились и первые рубленные избы, построенные из леса, привезённого на лощадях из Су-зунского бора.

Много трудностей испытали первые поселенцы: непривыч­ные сильные морозы, бездорожье, неустроенный быт. Но бла­годаря трудолюбию и целеустремлённости они обустроились на новом месте. К тридцатым годам деревня сильно разрос­лась. По свидетельству старожилов, в ней насчитывалось не мене 200 дворов; сейчас оста­лось всего 67. В семьях привет­ствовалось рождение большого количества детей, особенно мужского пола - добытчиков, будущих хозяев. В отдельных семьях (Золотарёвы, Савостины, Голиковы) насчитывалось по 10-16 детей. Всех их воспитывали в строгости, в уважении к старшим, с малых лет приуча­ли к труду. Все дети, начиная с 5-7 лет, помогали родителям по хозяйству: собирали мох с бо­лот, пасли скот, пряли, вязали.

Жители села были очень на­божными: ходили в церковь в село Некрытово (Новолокти), село Шарчино (Сузунский рай­он), позднее в Каракан. Кстати, один из этажей некрытовской церкви в 1958 году был переве­зён в Алексеевку и из него по строили местный клуб.

Были развиты связи с другими населёнными пунктами. Так, зерно мололи на муку в селе Топчиха, шишковали - в Сузун -ском бору, липовое лыко покупали в Бердске.

События гражданской войны одна из самых трагичных страниц истории с. Плыунь. Значимых военных действий на территории деревни не было. Но один случай старожилы запомнили и рассказали новым поколениям алексеевцев.

В 1919 году недалеко от села проходили белогвардейские от­ряды адмирала А.В. Колчака. Своих раненых они завезли в село и оставили на попечении жителей. Но местная революционно настроенная молодёжь с ними расправилась. Когда колчаковцы вернулись за "своими", то не нашли их в живых и учинили уже ответную расправу над жителями, виновными в гибели белогвардейцев. Позднее белогвардейцы, преследуемые Красной армией, подожгли мост, через который плыунцы ездили в соседнее село Мильтюши. И поныне он носит название - Горелый мост.

В годы гражданской войны в рядах РККА в Первом Ярослав­ском батальоне служил Парфён Данилович Тармашов. Он уча­ствовал в форсировании озера Сиваш и штурмовал Перекоп, сражался с армией Врангеля. В сороковые годы в возрасте 45 лет опять был призван на фронт. В годы Великой Отечественной войны он принимал участие в освобождении горо­дов Мурманск и Питцдам. На фронте погибли два его брата.

В период коллективизации Плыунь входила в состав колхо­зов "Первая Большевистская весна", затем "Вторая...", "Тре­тья...", "Догнать и перегнать", которые находились, согласно архивным данным, в составе Мильтюшихинского сельского Совета Черепановского района. Неохотно люди шли в колхоз, за это расплачивались выселением. Так подвергся высылке один из основателей села Аким Чулков. Он держал много овец, шерсть с которых обрабатывал на собственной шерстобитке, была у него и лавка. Вступать в колхоз он отказался. За это его сослали в Нарым, откуда он уже не вернулся. Подвергся раскулачи­ванию и высылке в Горную Шорию Сергей Тихонович Никулин

В конце 30-х годов был образован колхоз имени И.В. Сталина, объединивший четыре деревни, среди которых была и Плаунь (буква "ы" в документах всё чаще заменялась на "а"). Сельский Совет находился в селе Верх-Каракан. Вскоре, перед самой Великой Отечественной, у деревни появилось и новое название - Алексеевка, и новый статус - село.

Колхоз имени И.В. Сталина просуществовал до 1955 года и надолго запомнился жителям Алексеевки. Люди работали за "палочки" - трудодни. Вручную убирали сено, копали силосные ямы, молотили зерно, калетони-ли его, пололи пшеницу. А ещё платили большие налоги. Бук­вально всё приходилось отдавать в пользу государства. Обычным блюдом, по воспоминаниям Марии Фёдоровны Го-лендухиной, в их семье считался конотоп (подорожник), кото­рый резали, толкли, чуть-чуть обжаривали без масла с двух сторон на сковородке и ели. Даже картошки вдоволь не было. Не лучше обстояли дела и в других семьях колхозников.

Особенно трудно было в годы Великой Отечественной войны, когда мужчины ушли на фронт. Работающим выдавали неболь­шой паёк: по 200-300 граммов хлеба на весь день. Этого хватало только на то, чтобы не уме­реть с голода.

Дети войны... Как трудно им было. Многим из них уже 80 лет и более. Многих уже нет. Сейчас в посёлке проживает всего лишь 11 тружеников тыла, которые не только работали в колхозе, но и собирали посылки для воинов на фронт. Это Пётр Алексеевич и Пелагея Андреевна Золотарёвы, Екатерина Дмитриевна Золотарёва, сестры Нина Прокопьевна Мокрышова и Анна Прокопьевна Крюкова, Нина Егоровна Минуй-кина, Раиса Парфёновна Савостина, Анна Сергеевна Толстикова, Тамара Ивановна Дудина, Нина Андреевна Смирнова, Тать­яна Антоновна Федоренко. Вынеся на своих плечах все тяготы тыловой работы в селе, многие из них показали образцы трудо­вого героизма и в послевоенный период.

Пётр Алексеевич Золотарёв -тракторист, труженик тыла. Ему не довелось учиться в ВУ­Зах, всю жизнь трудился. И как трудился! Уже будучи трактористом совхоза "Преображенский", он добился рекордных ре­зультатов в своей работе, за что неоднократно поощрялся грамотами, дипломами, знаками "Победитель соц. соревнования". А в 1972 году его трудовые под­виги были отмечены орденом Трудового Красного Знамени, в 1984 году ему была вручена Бронзовая медаль "За успехи в развитии народного хозяйства". Был он и на ВДНХ в Москве.

Орденом Знак Почета был на­граждён Василий Иосифович Тротских, ударник социалистического труда 9-й пятилетки. Доярки Любовь Яковлевна Ели­сеева и Анна Прокопьевна Крю кова отмечены многими правительственными наградами, сре­ди которых особое место зани­мает орден Трудового Красного знамени А какие трудовые подвиги совершали наши ветераны войны, вернувшись с фронтов домой. Они трудились, не покладая рук. Участник знаменитой Сталинградской битвы Николай Васильевич Золотарёв имел не только боевые ордена и медали, но и был награждён орденом Знак Почёта и медалью "За освоение целинных земель". Из всех фронтовиков, вернувшихся домой живыми, в селе остался только один - Фёдор Дмитриевич Савостин, которому сейчас уже 85 лет. После войны он работал в отраслях народного хозяйства. Везде получал грамоты, благодарности, премии.

В 1955 году Алексеевка стала одним из отделений Гилёвского совхоза, входившего в состав Искитимского района, а через 10 лет она вошла в состав совхоза "Преображенский", которым долгие годы руководил Ни­колай Васильевич Гуненко.

Более 50 лет действует в селе клуб, в котором долгое время работала Наталья Семёновна Тармашова, затем эстафету пе­реняла Елизавета Михайловна Плескачёва. Эти замечательные женщины устраивали и продолжают устраивать досуг молодё­жи и пожилых людей, начиная с 50-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня.

Боле 40 лет существует в селе школа. В ней работали такие замечательные учителя, как Созонт Васильевич Кайдалов, На­дежда Георгиевна Жителева, Светлана Павловна Швецова. Продолжают нести педагогическую вахту Нина Николаевна Зо­лотарёва, Анна Ивановна Карл, Вера Николаевна Костикова. Все выпускники школы с благодарностью вспоминают "школь­ные годы чудесные". Многие из них получили высшее и среднее специальное образование, часть работает в родном посёлке.

О людях, живущих в п. Алексеевский, можно рассказывать бес­конечно. Все они, независимо от возраста, образования, национальности, профессии, внесли и продолжают вносить свой неоце­нимый вклад в развитие посёлкаУ многих из них непростая судьба, часто полная невзгод и лише­ний. Но, несмотря на это, они продолжаются оставаться добрыми и приветливыми. Пройдя через все испытания, они сумели не очерстветь душой и сердцем.

Вековой юбилей в рамках истории государства - это небольшой промежуток времени. Но в нашем случае - это целая эпоха. Хочется надеяться, что посёлок Алексеевский когда-нибудь отметит и двухсотлетний юбилей. Ведь наши предки так надеялись, что их старания не пропадут да­ром; что огромное село не станет ещё одним пустырём на карте Новосибирской области.

От всей души, от всего сердца поздравляю всех жителей посёлка с замечательным юбиле­ем, желаю им удачи, здоровья, успехов и счастья. С праздни­ком вас, дорогие односельчане!!!

Учитель истории МОУ "ООШ п. Алексеевский" Нина Николаевна Золотарёва

Искитимская газета №21, 27 мая, 2010 г.

Листая летопись войны
Мы от Родины право на жизнь получили

МногиемоимолодыесовременникиужеВеликуюОтечественнуювойнувоспринимают так, какмоепоколениевойну 1812 года. Новедьивтойдалекойвойнелюди сложилисвоиголовынаполебранизасвободусвоейРодины. Носгодамипамятьо нейзатуманивается.
Для моего поколения Великая Отечественная - это неотъемлемая часть жизни.
Предыдущие авторы особо отмечают холод, голод и другие тяготы военного и послевоенного периода. Я все это тоже пережил, испытал, но не осталось в па­мяти ни холода, ни голода, а память за­печатлела светлые, радостные дни детства, отрочества и юности. Попробую описать.
Война застала нас в Новосибирске, где я родился в 1935 году. Отец работал в цирке-шапито - циркач-самоучка с эк­стремальными номерами. На фронт по­пал в 1941 году, а в 1943 - погиб. Мама осталась одна, вернее с четырьмя детьми. Двойняшки родились в 1942 году, но через 8 месяцев умерли. Маме было 27 лет, грамотежка - 3 класса. Чтобы как-то выжить, мы переехали к маминой тетке - Ивановой Евдокии в село Гусельниково, тогда еще Легостаевского района. За 8 лет мы поменяли семь пристанищ, и только в 50-ом году удалось купить свою хибарку.
В 1952 году я закончил 7 классов, и мы снова переехали в Новосибирск, где я прожил до 2005 года, а теперь живу в селе Нижний Коен. Крестьянствую.
Село Гусельниково большое. Колхоз "Коммунизм", МТС, сапожная артель, се­милетняя школа. Электрического света не было: жили при коптилках (кто что под нее приспособит). Поджигая фитиль, эта "лампа" излучала свет и выделяла копоть. Кто жил побогаче, тот и настоя­щими лампами пользовался, да в шко­ле такие были. Электричество же мы получили году в 48-49-ом.
Мы, ребятишки, любили приходить в школу пораньше, так как лампы зажига­лись перед самыми занятиями. Экономили керосин, а нам было радостно, при тусклом свете отражения топившихся печей (их было 6 или 8, которые топила старушка-истопник) бегать по коридо­ру, играть в чехарду, прятки.
С приходом дежурной учительницы зажигались лампы, чехарда заканчивалась.
Моя первая учительница - Мария Филимоновна. Фамилию не помню, навер­ное, она была из эвакуированных с за­пада, так как после войны сразу уехала. Это она нас, первоклашек, учила азбуке, считать на палочках, читать и писать: "Рабы не мы, мы не рабы..."
Прошло около 70 лет. Я помню своих учителей. Светлая им память! Матема­тик, физик - Семен Васильевич. Учитель младших классов - Анна Логиновна. Ан­глийский язык - Анна Петровна. Прас­ковья Григорьевна - география и бота­ника, это на ее плечах был ботанический сад при школе размером 250 на 250 мет­ров. Здесь мы проводили опыты, ухажи­вали за садом. Валабуева Полина - пи­онервожатая, 1926 года рождения, ныне живущая в Алма-Ате. И. конечно же, все­ми уважаемая Елена Ивановна Иванова, учитель русского языка и литературы. Они с мужем Ивановым Константином (отчества не знаю, и не видел его, он по­гиб на фронте) были первыми учителями, а он - первым директором школы.
Не знаю, как сейчас, но Елена Ивановна каждую неделю заставляла нас учить стихотворения или отрывки из них. Поэтому мы никогда не могли перепутать Пушкина с Лермонтовым, Маяковского с Есениным.
Не знаю, как оплачивали дополнитель­ные занятия учителям, но с неуспеваю­щими они занимались в летние каникулы. По вечерам - кружки практически по всем предметам. Елена Ивановна про- водила литературные вечера, драмкруж­ки. С небольшими постановками мы выступали не только в школе, но и в МТСе.
Елена Ивановна рассказывала нам столько интересных историй о таких ве­ликих людях, как Чкалов, Сапрун, Покрышкин...
Хочу сказать, что Гусельниковскую се­милетку заканчивали: Сергей Алексан­дрович Иванов (1928 гоДа рождения, доктор медицинских наук, первый сиби­ряк, участник 20-ой арктической экспе­диции. История его жизни и работы изложена в художественном фильме "Минус 84 ниже нуля", где главную роль исполнил Николай Крючков; Коновалов Геннадий Дмитриевич, 1935 года рож­дения, после службы на флоте закончил сельскохозяйственный институт и возглавлял большой образцовый показа­тельный совхоз в Барабинском районе; Иванов Василий Александрович, 1935 года рождения, мастер спорта по клас­сической борьбе, заслуженный тренер СССР, три года возглавлял сборную ко­манду Кубы по классической борьбе, а затем работал директором школы Выс­шего спортивного мастерства в Ново­сибирске. Словом, всеми этими имена­ми гусельниковская школа может гордиться.
Не помню, приходили газеты или нет, радио было далеко не у всех, но все новости мы узнавали в школе на утрен­ней линейке. Нам говорили об успехах на фронте, об очередном понижении цен на продукты питания и другие товары, а мы разносили эти новости по домам.
Кормили нас в обед одной и той же затирухой. Это, попросту говоря, мука, за­варенная с пережаренным луком с ка­ким-то жиром, но какой она казалась вкусной!
С пятого класса мы учили военное дело, изучали устройство противогаза, грана­ты, винтовки, учились стрелять.
С весны 45 года из Легостаево прихо­дила почта с посылками из Германии. С большим любопытством селяне встречали обозы с посылками (возили на лошадях). В них - в основном, искусст­венный шелк. Вся деревня испытывала радость вместе с получателями этих посылок... Потом как-то привыкли и от­носились к этому спокойно.
Помню, однажды бабушка Марфа сто­яла у калитки и наблюдала (мы жили рядом с почтой), как разгружают почту с посылками, молчала, но потом, уткнув лицо в фартук, запричитала: "А моим-то деточкам и моим внучикам никто ничего не пришлет...". Мы, дети, играли в огра­де. Подошла к бабушке моя мама с се­строй Дусей, и все трое начали утирать слезы. Нам стало очень их жалко, и мы тоже разревелись. Летом ребята старших классов заго­товляли в лесу дрова для школы. Гос­поди, какая там техника безопасности была! Деревенские дети владели топо­рами, пилами неплохо. Я не помню случая травматизма при работе. Мы пили­ли, кололи березовые чурочки для кол­хозной машины, работающей от газогенератора. Молодые этого не знают, а ведь такие автомобили в леспромхозах еще долго служили.
Самая счастливая и радостная пора жизни - детство. Нам казалось, что весь мир так живет, мы не видели богатых и бедных, и нам не с кем было сравни­вать свою житуху.
Летом мы целыми днями пропадали на речке: никто нас не караулил, не ис­кал. Рано утром и вечером - рыбалка. За 30-40 минут мы налавливали рыбы (в основном, чебачки и пескари) чело­век на 4-5 человек. Рыбы в реке было много - это помогало выжить. В лесу рвали пучки, копали саранки, а лебеда и крапива вошли в наш рацион очень ос­новательно: тогда мы и не предполага­ли, что в это время делали новые кули­нарные открытия.
Когда начинался сенокос, мы, ребята и девчонки, выходили помогать - возили копны сена, которые складывали нам на телеги женщины-вдовушки. А еще они пели, так спокойно, мелодично, будто ус­покаивая себя. Я любил слушать их пе­ние.
Пока не закончится сенокос, мы, копневозы, жили в поле - на кульстане. Повол­жские немцы-переселенцы были самы­ми бедными: все богатство с собою -мешок килограммов в 15-20. Тогда люди душевнее были, отзывчивее, поэто­му практически все сельчане с пересе­ленцами делились последним.
Не помню, чтобы двери домов у нас в селе кто-то зарывал на ключ, ни разу краж не было. Транспорта тоже не было, по­этому мы пешком ходили со станции Евсино до Легостаево и до других де­ревень. Так как путь далекий, приходи­лось где-то ночевать: никто путнику в ночлеге не отказывал. Гораздо позже построили для путников заезжий дом.
Однажды, в 1948 году (война в Корее), прошел слух, что корейских детей везут в сельский совет, и кто хочет, может взять их на воспитание. Так вот при таких материальных затруднениях женщины при­ходили в сельсовет, чтобы помочь брошенным детям. Вот она - душа русской женщины. Все тяготы послевоенного лихолетья легли на плечи наших матерей и отцов, бабушек и дедушек. Это на их долю выпала разруха революции, гражданской войны, Великой Отече­ственной войны...Жизнь этого поколения была ужасно трагичной и тяжелой. На плечах этих вдовушек держался тыл войны, не испытавших семейного счастья, а только труд, труд и труд, подбадриваемый песней...
Заканчивая свой рассказ, хочу сказать: низкий вам поклон, дорогие женщины, от всех детей войны, на наших глазах про­ходила ваша тяжелая жизнь, вы вынесли эту войну на своих плечах.
Анатолий Владимирович Крюков
PS: У Ивановой Елены Ивановны был сын Виктор Константинович, бывший глава нашего района (судьбу его сей­час не знаю). Так вот когда-то директор школы (в 80-ых годах) обратился к нему с просьбой присвоить Гусельниковской школе имя первого директора - Ивано­ва Константина. Но Виктор Константи­нович ответил: "Как-то неэтично, я сын его, вот уйду на пенсию, тогда поднимайте этот вопрос!"
Дальнейшую судьбу этой темы не знаю, подумаю, что имя первого директора и основателя школы, погибшего на войне, должна носить школа.
У Виктора Константиновича был брат, Герой Советского Союза. Не знаю, учился ли он в Гусельниковской школе?!

Знаменка 11 июня 2010 г. № 23

Деревня моя, деревянная, дальняя...

Не только среди жителей деревни Ургун идут сегодня споры, когда образовался их населенный пункт, но и среди ученых мужей. Кто-то в своих научных работах указывает 1765 год, кто-то - 1735 год, кто-то утверждает, что датой считается время возникновения поселения, другие ведут отсчет от времени образования. Мы же возьмем данные, предоставленные местным историком Андреем Оборкиным.
Составители "Списка населённых мест Сибирского края" бездоказательно называют 1735 год как дату основания "д.Ургуна на р.Шипунихе". Н.А.Миненко указывает, что д.Ургунская ведомства Бердского острога (ныне - д.Ургун Искитимского района) была построена в 1765 году крестья­нами Епанчинцовыми, жившими в д.Дет-левой того же ведомства. В 1769 году в неё переселились из д.Шипуновой Р. Ку-зиванов и Г. Тумашев с семьями. По при­казу Канцелярии горного начальства Колывано-Вознесенского горного округа в д.Ургунскую были переведены: в 1776 году - И. Серебренников с семьёй (из д.Усть-Каменской Томского ведомства), в 1778 -П. Бабиков (из д.Чернодыровой Бердского ведомства), в 1779 - А. Шеманаев (из д.Детлевой). В том же году в деревне "поселился с семейством "переехавший собою" из д.Чернодыровой брат П. Бабикова Прохор, а в 1781 году из д.Детлевой" в Ургунскую "переехали брат А. Шеманаева Петр и его земляк С. Глатков с женой и детьми".
Интересно отметить, что стро­ители д.Ургунской Епанчинцовы и все её названные ранние поселенцы по происхождению являются "разночинцами", то есть потомками сибирских служилых людей, продолжавшими и во второй половине 18-го столетия осваивать глухие угол­ки Новосибирского и Алтайского Приобья и обустраивать там свои родовые "поместья"
Вне всякого сомнения, не только они сами, но и их предки были хорошо знакомы друг с другом, как сослуживцы и свойственники.
В 1782 году в деревне проживали 54 мужчины и 68 женщин.
В начале 20-го века в д. Ургуне Легоста-евской волости Барнаульского уезда Томской губернии действовала школа грамоты, открытая не позднее 1903 года.
В настоящее время в Ургуне проживает 896 человек. В деревне имеется восьмилетняя школа, ФАП, клуб, библиотека. На территории деревнирасположен гараж грузовых автомобилей ОАО "Сибантрацит", работающих на Горловском разрезе, планируется размещение производства кирпича, так как есть пригодная площадка для промышленного развития. Сегодня деревня входит в состав Евсинского муниципального образования.
Знаменка №29, 23 июля, 2010 г.

Годы гражданской войны и коллективизация

Началась гражданская война. Война при­несла народу величайшие беды. Народное хозяйство и вся экономика страны были напряжены до предела.
Колчаковщина - одна из самых мрачных страниц в истории Сибири. На территории нашего края действовали карательные экспедиции колчаковцев. Многие из наших земляков ушли в партизанские отряды. Погибшие партизаны захоронены в братской могиле села Быстровка. На могиле воздвигнут памятник с надписью "Красногвардейцам - героям гражданской войны". Один из участников партизанской борьбы - житель деревни Чупино Гуненко Василий Павлович. Его семья переселилась из Украины в Сибирь в начале XX века. Сам он прожил 81 год и умер в 1978 году.
События гражданской войны не обошли стороной и деревню Улыбино. В 1919 году проходили здесь колчаковцы. Из воспоминаний старожилов: "Во время революции деревня переходила из рук в руки от красных к белым и наоборот. Когда деревня находилась у белых, был захвачен красный комиссар и расстрелян в колке около речушки Морихи, где доро­га делает поворот на пос. Первомайский. И это место стало называться "комиссарским полком". Жаль, что фамилия комиссара забылась и в истории не сохранилась".
Останавливались в домах зажиточных крестьян и у богатых. Зверствовали и мародерствовали, забирали последнее у крестьян. Девушки мазали лицо сажей, прятались в погребах, старались не попадаться на глаза колчаковцам. Но не все колчаковцы вели себя грубо и жестоко. Были среди них и те, кто проявлял гуманизм и жалость. В доме Мизуновых останавливались солдаты. Они кормили ма­леньких детей со своего стола. В конце гражданской   войны главные силы красных прибыли по Оби на баржах к реке Мильтюш и начали наступление. На Ку-личихе произошло сражение, и белые, отступая, подожгли деревню.
Жестоко расправлялись колчаковцы с теми, у кого родственники ушли в партизаны. Партизанский отряд был полностью уничтожен.
Но недолго властвовали колчаковцы, Красная Армия наступала на врагов, шла по пятам. А когда беляки предательски бежали от наступления красных, колчаковский офицер поменялся верхней одеж­дой с хозяевами - взамен богатого ов­чинного полушубка попросил старенький зипун, чтобы затеряться среди крестьян и спасти свою жизнь. Отступали враги в сторону Искитима, побросав оружие. (Один из зажиточных крестьян после их бегства собрал брошенное оружие и закопал. После его смерти родственники не смог­ли найти то место с закопанным оружием. Возможно, что оно лежит до сих пор в потаенном месте). Старожилы вспоминают, что после боя красноармейцев с колчаковцами осталась на сельском кладбище братская могила, где были похоронены все погибшие. Издалека был виден высокий крест, напоминавший о кровавых днях
Закончилась гражданская война. По-прежнему крестьяне жили единоличными хозяйствами. Лишь некоторые пытались объединиться, чтобы вместе обрабатывать землю. Крестьяне имели личных лошадей, скот. У наиболее зажиточных крестьян была своя нехитрая техника-грабли, се­нокосилки конные.
В 1928 году в деревне Улыбиной находился сельсовет, школа первой ступени, маслозавод. Число хозяйств по переписи 1926 года-214, населения по переписи 1926 г.- мужчин 464, женщин 532, обоего пола 996 душ. Численно преобладающая национальность - русские; расстояние о т
окружного центра - 64 км, от районного центра, от лечебного пункта - 27 км; речная пристань, почтовое отделение нахо­дились в г.Бердске на расстоянии 27 км. Рынки сбыта сельхозпродукции, покупки промышленных товаров располагались в Новосибирске, на расстоянии 64 км.
В переписи 1926 года значится Улыбин-ский хутор на речке Мильтюш. Год возникновения хутора неизвестен, число хозяйств - 6, население: мужского рода - 21, женского - 28, обоего пола - 49.
(Из "Списка населенных мест Сибирского края", 1928 г., 1 том. Государственный архив Новосибирской области).
После гражданской войны в Сибири началась коллективизация. Крестьянину все еще трудно было расстаться со своей лошадью и плугом, нажитыми таким тяжким трудом, и передать их в общее пользование. Все это порождало в душе смятение, борьбу противоречий, ставило перед выбором: частное или коллективное. Село бурлило. В движение пришли все слои населения крестьянства от бедняка до кулака. Бедняк горячо выступал за немедленное создание колхоза. Середняк зачастую колебался: на собрании он голосовал за колхоз, а на другой день под влиянием кулаков брал свое заявление обратно. И все же, жители населенных пунктов объединяли свои единоличные хозяйства в коллективные: коммуны, колхозы, артели. Повседневным упорным трудом колхозное крестьянство развивало колхозы.
В 1929 году в селе был организован первый колхоз (артель) "Путь Ленина", очень слабый и мелкий. Его первым председа­телем был Алехин Николай Иванович.
Добровольно в колхоз вошли 30 дворов. Первыми вступили семьи Шацких, Алехиных, Мизуновых. Земли колхозу отвели на Куличихе. Первым колхозникам приходи­лось агитировать односельчан вступать в

колхоз. Землю обрабатывали на лошадях, из техники - только плуг да борона. В уборочную страду вручную вязали снопы хле­ба, до 50 штук в день на одного человека.
В 1930 году из колхоза образовали коммуну. Но просуществовала она недолго. Не оправдав себя, она вскоре распалась, скот и инвентарь возвращались бывшим владельцам. Вновь образовался колхоз (артель). В 30-е годы началась массовая коллективизация под лозунгом: "Мелким хозяйствам из нужды не выйти, с частной собственностью коммунизм не построишь". Повсеместно коллективизация проходила принудительно с высылкой кулаков, середняков на север Нарымского края.
В это же время создаются колхозы. В 1929-1930 вновь создан колхоз "Путь Ленина". В 1931 году колхоз "Путь Ленина" возглавил Олейник Михаил Иванович (отец жителя нашего села, ветерана ВОВ Олейника В.М.)
Затем колхоз поделили, образовав колхоз им. Калинина, первым председателем которого был Петр Побочин, а затем Овчинников Василий Игнатьевич. Этот колхоз имел свою шерстобитную мастерскую.
Вместе с колхозами пришла в деревню новая жизнь. В невиданных широких масштабах идет переустройство села.
Появилась первая начальная школа, открылись детские ясли, сельпо, клуб. Выросла новая большая улица. Сейчас она носит имя братьев Весниных, живших на этой улице, героически погибших в годы Великой Отечественной войны.
Продолжениеследует
Знаменка №28, 16 июля 2010 г.

Из таких сел состоит наша страна

Совсем недавно село Преображенка отмечало 100-летний юбилейи 75 лет сельскомусовета. Историю делают люди. Это наши деды, в далеком - переселенцы из Черниговской области.
В 1910 году заселили они необжитый сибирский уголок. Надежда Григорьевна Крисковец. Врач, бывшая жительница села, вспоминает детство и разговор с бабушкой:

  1. Знаешь, деточка, какие в Украине груши?! Вишь, какая (показывает), не обхватишь. А какие на ней сладкие плоды...
  2. Бабушка, а зачем вы сюда приехали?
  3. А здесь, деточка, земли много.

Ехали за землей, за долей. Ехали семьями, отцы с детьми... Встречал нерадостно суровый сибирский климат. Люди ходили в морозы с непривычки, нахозлившись. Так и прозвали их - хохлами.
Постепенно обживались. Из землянок переходили в новые дома, заводили хозяйство, получали неплохой урожай со своих земельных наделов. Пережили коммуну, организацию колхозов. Жить бы да растить детей, но война черной тучей пронеслась над деревней. Уходи­ли на фронт взрослые мужчины, уходи­ла молодежь. Такие молодые встретили грудью врага. Единственное, чему они не удивлялись, что с самого начала войны неожиданно повзрослели, ведь на их плечи легла огромная тяжесть и ответственность за судьбу Отчизны.
Женщины же в деревнях и селах растили детей и сохранили все хозяйство. Из воспоминаний жительницы села Марии Федоровны Несиной: "Была в Преображенке и овцеферма, и свино­ферма, конеферма, крупнорогатый скот, пасека...". Хочется, чтобы люди прочли и вспомнили имена тех женщин, кото­рые выстояли в годы войны и помогали фронту: Матрена Касьяновна Лебедко, Наталья Артемьевна Ананченко, Ма­рия Федоровна Сухих, Анна Семеновна Сухих, Пелагея Александровна Крисковец, Александра Николаевна Дашковец, Анна Степановна Копыч, Анна Ивановна Ягушева. И совсем еще молодые: Мария Павловна Пивовар, Татьяна Ефимовна Марченко, Александра Григорь­евна Устименко, Варвара Васильевна
Кузнецова, Дарья Васи­льевна Зоткина, Нина Петровна Суходеева, Мария Федоровна Несина, Евдокия Терентьевна Чабанова, Алек­сандра Андреевна Су­ходеева, Татьяна Артемовна Сухих, Пелагея Андреевна Кунгурцева.
Низкий поклон вдо­вам, ушедшим из жизни: Ульяна Павловна Лебедко (осталось 7 детей), Матрена Максимовна Бобырь, Евдо­кия Демьяновна Столяр, Анна Ивановна Марченко, Агафья Никифоровна Ермакова, Анастасия Ефимовна Лях, Екатерина Демьяновна Таран, Елизавета Степановна Несина, Пелагея Никифоровна Иващенко, Пелагея Николаевна Ананченко.
В военные годы школа продолжала свою работу. Нет уже в живых первой учительницы Т.П. Крисковец. Это она давала знания ребятам, которые помимо учебы, работали в полях, заготавливали дрова для отопления учебного заведения.
Все лучшее в моей жизни связано с Преображенкой. 17-тилетней девчонкой я встала за учительский стол. Потом семья, дети... Прошло 40 лет. Здесь я 15 лет работала главой администра­ции. Здесь живут и по-прежнему работают те, кто был мне надежным щитом и помощником: Е.Н. Гутер, Н.А. Кайдалова, В.В.Горшенина, А.П. Бобырь, Л.И. Несина, Н.И. Копыч, А.Ф. Зарочинцева, B.C. Кондрашов.
Несмотря на свой строгий нрав, директор совхоза Н.В. Гуненко вникал во все вопросы, с которыми к нему не об­ратишься. Во всех селах администрации были построены восьмилетние школы. В трудный период мы сохрани­ли детский сад. Всегда в школьные столовые и в столовую детского сада из совхозной подвозились продукты и вкусные ароматные пироги.
Помню, какая радость была, когда построили Дом культуры. Совхоз закупил костюмы, инструменты. Когда мы заняли 1 место в районном конкурсе само-
деятельности, то нас встречали в селе за огромным столом.
В работе всегда помогали и секретари партийной организации - И.И. Шимкив, Б.М. Толмачев, Л.Н. Вожжаев. Не оставались в стороне от дел и забот депутатские группы. Хочется особо отметить помощь районной администрации и в частности тогдашней главы Т.М. Парфенцовой. Она поддерживала все хорошие начинания. Помнят учителя села Горевка, как замерзали в шко­ле, и как вскоре была построена новая котельная.
Словом, нам есть, чем гордиться. Я очень горда своим выпускным классов, у которого была классным руководите­лем. Многие живут и трудятся в нашем селе - директор ДК Е.Ф. Морозова, заведующая почтовым отделением И.В. Петрова, завуч школы Е.И. Кобзаренко.
Село родное, все здесь близкое, любимое, до боли знакомое. А главное -люди. У многих непростые судьбы, но несмотря на это, они смогли не очерстветь душой, оставаться добрыми и искренними. Спасибо организаторам праздника, коллективу художественной самодеятельности за такое торжество, за те эмоции и чувства, которые удалось испытать.
Живи, Преображенка, еще сто лет! Г.И. Сухих, бывшая глава администрации
Знаменка №28, 16 июля 2010 г

Первые комсомольцы села

Первые комсомольские ячейки в селах Искитимского района (в сегодняшних его границах) начали возникать с апреля 1920 года после освобождения Сибири от колчаковского режима. Ячейки создавались под руководством политработников 5-ой Красной Армии и партийных комитетов, вышедших из подполья. Но особенность того времени была такова, что комсомольские ячейки по нескольку раз за десятилетие распадались и вновь возникали. Поэтому в книге И.Не-чая "Искитимский комсомол", в Улыбино рождение первой комсомольской ячейки значится дата 1920 года 5 октября. Затем вновь ячейка возрождена в 1921 -1924 годах. В деревне Чупино организована также в 1921-1924 гг.
В 1923 году первыми членами РКСМ в Улыбино были: Просеков Н.С, Вольхин А.Я., IЮрганова Г.Я., Юрганов Г.Я., Чернозипун-ников Н.П., Шацких И.Н., Землянова Е.С, Ледовских Е.К., Юрганов И.А., Мизунова В.М., Кунгурцев Н.Е., Овчинников Д.Н., Овчинников З.Г., Ларионов Д.Н., Манич (возможно Монич) П.Г. Секретарь ячейки Вольхин А.Я., Член бюро Мизунова В.М., пионервожатая Землянова Е.С.
В январе 1925 года на вторую районную конференцию РКСМ Бердской организа­ции был выдвинут делегатом от Улыбинской комсомольской ячейки Муштам Мак­сим, время вступления в ячейку 1923 год, малограмотный, численность ячейки 1923 года была 6 человек.
В 1930 году осенью вновь была создана комсомольская ячейка. Работу по вовле­чению молодежи в комсомол по поруче­нию Бердского райкома комсомола про­водила Нина Прокопьевна Дробынина. Она была избрана секретарем комсомольской ячейки, её помощником стал Бороздин Н. Начинающие комсомольцы часто совето­вались и обсуждали все колхозные и ком­сомольские дела с секретарем Улыбинс-кой партячейки Михаилом Ивановичем Олейником и председателем колхоза в одном лице. Он был очень доброжела­тельным и располагал к себе большим доверием   комсомольцев.
Как-то в начале сентября 1931 года за­шел Михаил Иванович в комсомольскую ячейку и рассказал о том, что на собрании в полеводческой бригаде с пахарями так и не могли найти общего языка по норме. Вот и пошел после бурного собрания к комсомольцам душу отвести и изложить свой план. Мол, никак без помощи комсо­мольцев - учителей здесь ему не обой­тись. В основе задумки председателя колхоза лежала древняя истина, что дере­венские мальчишки всегда первые по­мощники в крестьянской семье. Поэтому и предложил Михаил Иванович создать звено из юных пахарей. Дать им две пары лошадей с пароконными плугами, пона-дежнее. Отвести участок земли на выгоне, неподалеку от деревни. И пусть ребята день пашут. И ничего, что на выгоне земля для вспашки потяжелее, это даже и лучше в таком деле. Старшим попросил быть Бороздина Н.. Председателю надо было доказать мужикам, что нормы вспашки выполнимы, и даже перевыполнимы. Ведь в первую очередь он думал о судьбах колхоза  и  колхозников.
Здесь уместным будет обратиться к свет­лой памяти человека, чья короткая жизнь достойна высокой чести. Это Антон Олей-ник, сын Михаила Ивановича. После окон­чания Улыбинской школы он работал учи­телем в той же школе. Когда началась Великая Отечественная война, сражался против немецко-фашистских захватчиков,
и в Сталинграде отдал свою юную жизнь за свободу и счастье народа. Улыбинцы свято чтут его память. Они поставили па­мятник погибшим односельчанам. Школь­ники ездили в Волгоград, привезли к па­мятнику священную землю с Мамаева кургана, где сражался и погиб их учитель -  односельчанин  Антон  Олейник.
В 1931 году в деревне Улыбино была вновь создана комсомольская организация численностью в 45 человек. Секретарем комсомольской ячейки стала Н.П. Ленив-цева. Первыми комсомольцами были Вера Мизунова, Оля Кунгурцева, Алексей Воль-хин, Н.Ф. Бороздин и др. Комсомольцы помогали сельскому Совету и колхозу в проведении всех мероприятий того вре­мени, то есть строить социализм в деревне, перестраивать старую деревню на новую, менять идеологию людей. Комсомольцы принимали активное участие в ликвида­ции неграмотности в индивидуальном и групповом порядке. Большую работу про­водили по организации и укреплению колхоза, агитируя крестьян-бедняков и се­редняков вступать в колхоз.
1931 - 1932 гг. считаются очень тяжелы­ми, так как по всей стране был неурожай, голод. Остро не хватало семян для посева, и тут комсомол помогал в заготовке се­менного и фуражного фонда за счет зажиточных крестьян и кулаков, спрятавших хлеб. Помещения для сбора комсомольцев в деревне не было. Тогда сельсовет дал им большой кулацкий дом, чтобы сделать из него клуб. Началась интересная и ув­лекательная работа не только среди мо­лодёжи, но и среди взрослого населения. В клубе стали своими силами ставить спек­такли, вечера танцев. А в канун 7 ноября 1931 года создали пионерскую организа­цию. Торжественная церемония приема в пионеры проходила в клубе, переполнен­ном жителями деревни. Всех интересова­ло это событие. Торжественное обещание от вступивших в пионеры принял Н.Ф. Бороздин'- первый директор школы, ини­циатор пионерской организации. Первыми пионерами были: Гриша Олейников, Гриша Овчинников, Надя Безлюдных. Пер­вой пионервожатой была Ольга Кунгурце­ва. В пионерских отрядах ребята изучают законы и обычаи юных пионеров, прини­мают участие в хозяйственно-политичес­ких кампаниях, помогают комсомольцам. Вожатые отрядов все комсомольцы. В основном отношение к пионерам хоро­шее. Но иногда по настоянию отдельных взрослых крестьяне натравливают своих детей против пионеров. А отдельные ро­дители "стращают" своих детей тем, что из них будут воспитывать коммунистов. Сек­ретарем ячейки в Улыбино был возчик Вольхин А.Я. с 1930 года, в Чупино -тракторист Кузнецов М.А с 1931 года. Численность   комсомольских  организаций
на 1 января 1933 года в Чупино - 6, в Улыбино - 16.
Решением ВЦИК 18 января 1935 года создан Искитимский район с центром в селе Искитим. Указом Президиума Вер­ховного Совета РСФСР от 4 декабря 1938 года село Искитим переименовано в го­род Искитим. Таким образом, Искитимская комсомольская организация, как самосто­ятельная единица, существует с 1935 года. Все первичные комсомольские организа­ции были объединены под знаменем рай­онной комсомольской организации.
На долю этого поколения комсомольцев выпали такие суровые испытания, мораль­ные и физические, что можно только удив­ляться мужеству, стойкости и героизму комсомольцев тех лет.
В 1965 году в производственной бригаде Улыбинской школы работали 250 ребят. За лето они вырастили 56000 цыплят, а всего за время существования бригады ребята вырастили 251000 цыплят. Поле­водческое звено бригады выращивало 58 различных культур, ставило на них опыты. Бригадир Сумина Людмила на выставке в Новосибирске была награждена грамотой обкома комсомола.
В год 30-летия Победы в комсомольских организациях было развернуто соревно­вание за право быть сфотографированными у Знамени Победы в Москве. Этой высо­кой чести была удостоена группа комсо­мольцев Искитимской комсомольской организации, и среди них птичница Улы­бинской птицефабрики Овчинникова Нина.
1935 год отмечен новой вехой в истории сел района. Началась длительная и на­пряженная работа по объединению Сель­ских Советов, то есть утверждалась совет­ская власть. Постановлением ВЦИК от 18.01.1935 Улыбинский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был отнесен к Искитимскому району Новосибирской области. Но обра­зован Улыбинский сельский Совет рабо­чих, крестьянских и красноармейских де­путатов Бердского района Западно-Си­бирского края в 1921 году Постановлени­ем ВЦИК от 13.06.1921 "Об образовании Новониколаевской    губернии".
Сведения почти за двадцатилетие о на­чинающем молодом сельском совете не сохранены и в архивы не передавались. Поэтому о становлении советской власти раннего периода можно только прочитать в книгах да просмотреть в фильмах: судьба сельсоветов по всей стране была одина­ковой. Сельские советы в основном воз­главляли члены ВКП (б). Улыбинский сель­совет по данным 1936 года возглавлял Гуськов В.А., он был беспартийный.
В 1940 году в Улыбинском сельском совете насчитывалось населения - 881 че­ловек, количество дворов - 220, расстоя­ние от районного центра г. Искитима - 30 км. На МТС насчитывалось 44 трактора: из них - колесных- 33, гусеничных-11, авто-машин-6. МТС обслуживала 11 окрестных колхозов.
1936, 1937, 1938 годы принесли много горя всей стране. Обстановка была напря­женной. Насильственно насаждалась ста­линская теория обострения, классовой борьбы в связи с успехами социалисти­ческого строительства. Разрасталась ат­мосфера всеобщей подозрительности, недоверия, наговора друг на друга, доносы, высказывания в узком кругу недовольства партией и т.д.
В 1937 году в период сталинских реп­рессий много односельчан было аресто­вано и осуждено просто по доносам своих же односельчан, и расстреляно без суда и без предъявления обвинения. Это было страшное и черное время, когда ломались судьбы и разваливались семьи. Среди них учитель Монич, секретарь сельсовета; бра­тья Петр и Леонтий Мясникевич; Лука Мясникевич  и  многие другие.
"Отца забрали в 1937 году по статье 58-2, 58-9, 58-10, 58-11 УК РСФСР, осуж­денного к высшей мере наказания - рас­стрелу. Постановление исполнено 28 ян­варя 1938 года. Отца забрали и его бра­тьев. До сих пор так и не могу понять, за что и почему". (Из воспоминаний Мясни­кевич Анатолия   Леонтьевича)
Постепенно жизнь в селе становилась более спокойной, люди стали жить лучше, строили добротные деревянные дома. Жизнь продолжалась.
Знаменка №30, 30 июля, 2010 г.

 

краеведческие ресурсы / главная страница / Край родной мой, Искитимский.2010 /вверх